Строительство и эксплуатация многопрофильной клинической больницы на 300 коек при РГП на ПХВ «Карагандинский государственный медицинский университет» в г. Караганда

О проекте

Вид контракта

Договор концессии, предусматривающий создание концессионером объекта концессии с последующей передачей объекта концессии в собственность государства

Инициатор проекта

Министерство здравоохранения РК (далее - МЗ РК)

Отрасль

Здравоохранение

Цель реализации проекта

Содействие развитию высшей медицинской школы Республики Казахстан путем создания соответствующей международным стандартам клинической базы для обучения студентов, повышения квалификации и переподготовки врачей и осуществления научно-исследовательской деятельности Республиканского государственного предприятия «Карагандинский государственный медицинский университет» на праве хозяйственного ведения Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Период реализации

2021-2041 гг.

Прогнозная стоимость строительства

Информация в разработке

Производственные показатели

Больница — 300 коек Поликлиника — 300 посещений в день

Ожидаемый результат

В рамках данного проекта будет построена современная многофункциональная университетская клиника, предоставляющая полный цикл клинического обучения студентов и переподготовки врачей на основе современных достижений медицинской науки.

Участие Центра в Проекте

Консультативное сопровождение и содействие Азиатскому Банку Развития в разработке и реализации проекта

МЗ РК планирует реализовать Проект в соответствии с контрактным государственно–частным партнерством в рамках Договора концессии. Сотрудничество государства, в лице МЗ РК и субъекта частного партнерства по реализации Концессионного проекта будет способствовать развитию здравоохранения, медицинского образования и медицинской науки. Проект будет направлен на финансирование, создание и эксплуатацию объекта социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения.

В рамках рассматриваемого Проекта, Концедент будет выступать организатором конкурса по выбору Концессионера и заключит с ним Договор концессии. Концессионер построит Объект концессии и передаст его в государственную собственность. КарГМУ будет определено государственным юридическим лицом, за которым будет закреплен Объект концессии, подлежащий приему в государственную собственность. После чего, Объект концессии будет передан Концессионеру в право пользования и владения для дальнейшей технической эксплуатации Новой Университетской Больницы.

Эксплуатация Объектом концессии будет осуществляться совместно Концессионером, который будет отвечать за Техническую эксплуатацию Объекта концессии и Оператором медицинских услуг/КарГМУ, который будет отвечать за Операционную эксплуатацию Объекта концессии.

Договор концессии заключается сроком на 20 лет и действует до даты истечения срока договора концессии, если действие Договора не будет прекращено досрочно или продлено на дополнительный период в соответствии с условиями Договора концессии.

В свою очередь, срок действия Договора может быть пролонгирован при наступлении обстоятельств не зависящих от воли сторон, включая особые обстоятельства, в соответствии с условиями Договора концессии, и дополнительного соглашения Сторон, а также законодательства РК.

Для финансирования строительства Новой Университетской Больницы планируется привлечение собственных и заемных средств частных инвесторов.

Затраты, которые Концессионер понесет на инвестиционной стадии реализации Проекта, будут ему компенсированы на стадии эксплуатации. В качестве платежного механизма выбрана схема выплат платежей за доступность (Концедентом в адрес Концессионера).

Плата за доступность предполагает компенсацию эксплуатационных и инвестиционных затрат, а также вознаграждение за управление (включая выплату дохода на собственный капитал) Концессионера начиная с момента ввода Объекта концессии в эксплуатацию и выплачиваются частной стороне вне зависимости от операционной загрузки Новой Университетской Больницы. Таким образом, при использовании данного механизма риск спроса переносится на Концедента, что повышает привлекательность Проекта для инвесторов.

Предоставление мер государственной поддержки деятельности Концессионера не планируется.

В качестве вознаграждения Концессионер будет получать плату за доступность, исходя из требуемой нормы доходности. Его доходность не будет зависеть от объемов оказанных медицинских услуг Оператором медицинских услуг, но будет зависеть от качества оказываемых услуг по эксплуатации объекта и сервисного обслуживанию оборудования. Применение платежа за доступность соответствует международной практике и законодательству РК. Детальное обоснование необходимости применения платежей за доступность приведено далее в настоящем разделе.

В рамках проекта Концедент, в период с момента передачи Концессионером Объекта концессии в собственность государства до окончания срока действия договора концессии, будет осуществлять Концессионеру следующие выплаты, в соответствии с Законом о концессиях:

  • Компенсация инвестиционных затрат;
  • Компенсация эксплуатационных затрат;
  • Вознаграждение за управление.

Компенсация инвестиционных затрат выплачивается Концессионеру для возмещения понесенных затрат на создание Объекта концессии, независимо от их источника.

Компенсация эксплуатационных затрат выплачивается Концессионеру для возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по управлению Объектом концессии. Кроме того, в целях достижения максимально лучших показателей качества, договором концессии может быть предусмотрено неснижение выплат компенсации эксплуатационных затрат до фактических затрат в сравнении с запланированными на момент коммерческого закрытия.

Вознаграждение за управление выплачивается Концессионеру за услуги по управлению Объектом концессии, которые включают, но не ограничиваясь, следующее:

  • управление проектированием Объекта концессии;
  • управление строительством Объекта концессии;
  • управление потреблением – процесс осуществления всего комплекса операций по предоставлению (оказанию) услуг, связанных с использованием Медицинским оператором Объекта концессии по его прямому назначению (например, охрана, клининг, утилизация отходов и др.), а также дополнительных и сопутствующих услуг;
  • управление техническим обслуживанием и эксплуатацией.

Фактические выплаты вознаграждения за управление могут отличаться от предусмотренных в договоре концессии на сумму примененных штрафных вычетов. При этом размер штрафных вычетов будет определен в соответствии с условиями договора концессии, с учетом фактического качества услуг по управлению Объектом концессии.

В соответствии с Законом о концессиях (п. 2 ст.7), плата за доступность объекта концессии осуществляется в порядке, определенном уполномоченным органом по исполнению бюджета, и включает выплаты за счет бюджетных средств, предусмотренных п.п. 3,4 и 5 п. 1 ст. 7 Закона о концессиях, производимые в виде единых платежей определенными долями от общей суммы выплат в течение всего срока реализации концессионного проекта. Согласно ст. 1 Закона о концессиях, под концессионным проектом понимается совокупность мероприятий по осуществлению концессии, реализуемой в течение ограниченного периода времени. Также Закон о концессиях предусматривает, что под концессией понимается деятельность, направленная на создание и эксплуатацию объекта концессии. Таким образом, Закон о концессиях предусматривает возможность осуществления платы за доступность на протяжении всего срока реализации концессионного проекта (с момента строительства до момента окончания эксплуатации объекта концессии).

Также Закон о концессиях ссылается на порядок осуществления платы за доступность в соответствии с нормами, определенными уполномоченным органом по исполнению бюджета. Так, в соответствии с  Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденными Приказом Министра финансов РК от 4 декабря 2014 № 540 (Параграф 9. Порядок выплаты платы за доступность объекта концессии), плата за доступность объекта концессии является источником возмещения затрат и получения доходов концессионером, которая производится за счет бюджетных средств, в виде единых платежей определенными долями от общей суммы выплат в течение всего срока реализации концессионного проекта.

Таким образом, выплаты платы за доступность могут осуществляться с момента ввода в эксплуатацию Объекта концессии.